Содержание
- Отличие солярки от дизельного топлива
- Дизельное топливо (ДТ) — что это
- Как отличить солярку от дизтоплива
- Особенности химического состава
- Физические характеристики и цвет
- Почему ДТ называют «солярой»
- История и причины
- Часто задаваемые вопросы
- Солярка и дизельное топливо — одно и то же?
- Можно ли использовать солярку в дизельном двигателе?
- Чем отличается солярка от бензина?
- Что в итоге
Отличие солярки от дизельного топлива
Часто в разговорах дизельное топливо упоминается как синоним слова «солярка». Правильно ли это? А если нет, в чем отличия?
Дизельное топливо (ДТ) — что это
Под дизельным топливом понимают продукт нефтеперегонки, который получают при температуре 170–380°C. Это горючее расходуется в двигателе меньше на 30–40% по сравнению с бензином, меньше выделяет в атмосферу вредных веществ, продлевает срок эксплуатации мотора.
В зависимости от предназначения бывает три марки ДТ: летнее, зимнее, арктическое.
Для дизтоплива действуют ГОСТы 32511–2013 и 305–2013.
Как отличить солярку от дизтоплива
Может возникнуть вопрос, что такое солярка, ведь многие так называют именно дизтопливо.
Солярка или соляровое масло — одна из составляющих ДТ, у которой более вязкая консистенция. На нее распространяются ГОСТы, аналогичные дизтопливу, например, 305–2013.
Особенности химического состава
Главное различие между соляркой и ДТ кроется в степени очистки, химическом составе. В основе дизтоплива — фракции керосина и газойля. Соляровое масло получают при перегонке сырой нефти, чаще — каменноугольного дегтя. Оно состоит из углеводородов: ароматических, нафтеновых, парафиновых, которые прошли щелочную очистку. Дополнительно есть примеси серы, смол, воды и других веществ.
При очистке от серы солярка теряет смазочные свойства. Поэтому перед продажей в нее добавляют присадки. При этом горючее обоих видов (с серой и без нее) востребовано на рынке. Продукт без серы используют в моторах TDI, CDI с электронным впрыском, а с примесью — в механических плунжерных насосах.
Физические характеристики и цвет
Если на горючем нет никаких обозначений, а сделать химический анализ невозможно, по цвету и запаху можно выяснить, что перед вами.
Таблица 1. Сравнение физико-химических характеристик солярового масла и ДТ
Показатель |
Солярка |
Дизельное топливо |
Температура кипения, °C |
от +240 до +400 |
до +200 |
Температура застывания, °C |
меньше –20 |
в зависимости от марки от –5 до –55 |
Цетановое число |
40–55 |
45 |
Вязкость, мм2/с |
5–9 |
2–4 |
Плотность, кг/м3 |
896 |
840–860 |
Температура вспышки в открытом тигле, °C |
выше +125 |
52–96 |
Содержание серы, % |
меньше 0,2 |
0,1–0,2 |
Цвет |
желтый, как у подсолнечного масла |
может отличаться в зависимости от марки (летний дизель — желто-зеленый, остальные виды немного темнее растительного масла) |
Запах |
неприятный, стойкий |
приятный, маслянистый |
Дизтопливом заправляют легковые автомобили с турбированным двигателем, разные виды техники для сельского хозяйства и промышленности, автобусы, электрогенераторы.
Соляровое масло применяют при термической, механической обработке металлов как жидкость для охлаждения и закалки, в качестве котельного топлива, для заправки светильников, а также как горючее для тихоходных судов, сельскохозяйственной и военной техники.
Почему ДТ называют «солярой»
Теперь понятно, что называть дизтопливо «соляркой» некорректно из-за их разных свойств.
Основная причина путаницы — на поверхности: раньше это горючее активно использовали в сельском хозяйстве для заправки техники. Сейчас все переходят на ДТ: оно выгоднее.
История и причины
В переводе с немецкого языка Solarol — «солнечное масло». Такая жидкость с тяжелыми фракциями появилась в 1857 году при перегонке нефти. По цвету, консистенции она была похожа на растительное масло, откуда и получила свое название.
Большое применение этот вид горючего получил в начале XX века, когда активно развивалось сельское хозяйство, военная сфера. В советское время им заправляли технику. Были даже отдельные ГОСТы: 1666–41 и 1666–51.
Из-за возрастающих требований к топливу дизелем стали пользоваться активнее, поэтому акцент сместился в его сторону.
Что в итоге
Дизтопливо и солярка — два разных вида продукта нефтеперегонки. Однако эти виды топлива часто не различают в быту.
Соляровое масло для заправки авто и техники не используют. Его заменяют дизельным топливом.