Топливный кризис: ситуация налаживается

21 октября 2014
[b]Наступившая неделя должна принести облегчение участникам российского топливного рынка, которые весь октябрь живут в самой жесткой с марта 2011 года ситуации. Из ремонта выйдут Ангарский и Мозырский НПЗ, в то время как спрос на бензин должен сезонно снизиться. Перебои поставок топлива, которые наблюдались в Сибири, остались локальными и не переросли в полноценный бензиновый кризис.[/b] В октябре ряд российских регионов испытал самые серьезные трудности с обеспечением топливом с момента бензинового кризиса в марте 2011 года. В Новосибирской, Иркутской областях и Бурятии существенная часть АЗС вынуждена была прекратить продажи бензина на срок от нескольких дней до двух недель. Напряженность ощутили заправки во всех регионах Сибирского федерального округа. В основном с ней столкнулись независимые АЗС — в условиях нехватки топлива нефтяники стремились обеспечить собственные сбыты. Ажиотажный спрос на бензин поднял оптовые цены до исторических рекордов, заставив владельцев АЗС увеличить цены на 1-2 руб. за литр. Основной причиной стала нехватка топлива на локальном рынке Сибири. Он снабжается с Омского ("Газпром нефть"), Ачинского и Ангарского НПЗ ("Роснефть"). Июньская авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что завод до сих пор не выпускает товарные бензины. А в сентябре в ремонт были почти одновременно выведены два других НПЗ, из-за чего выпуск в Омске снизился на 22% по сравнению с августом, а в Ангарске — в несколько раз. При этом в конце сентября начался ремонт на втором крупнейшем заводе "Газпром нефти" — Московском НПЗ, и компания вынуждена была перебрасывать часть объемов с Омска в Центральную Россию. "Дефицит должен был бы покрываться запасами, но их хватает только для обеспечения поставок бензина на собственные сети АЗС нефтекомпаний",— говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В результате независимые сети АЗС стали работать с перебоями, а некоторые, как иркутская "Крайснефть", полностью остановились. Встревоженные губернаторы обратились к нефтяникам с просьбой экстренно увеличить поставки, а ФАС направила им предупреждения. "Газпром нефть" и "Роснефть" утверждают, что продолжали в октябре отгружать топливо независимым сетям, а отдельные случаи непоставок связаны с поздней подачей заявок. "Это не так, даже поданные по всем правилам заявки не удовлетворяются в полном объеме, а нефтяники используют ситуацию для борьбы за клиента",— возражает господин Аркуша. Минэнерго же, напротив, считает, что ситуацию нагнетают владельцы независимых АЗС, которые в условиях высоких оптовых цен хотят дешевого бензина. На прошлой неделе, нефтяники вели поставки в Сибири в ручном режиме, с колес, а запасы бензинов АИ-92 и АИ-95 на подавляющем большинстве АЗС не превышали один-два дня. "Газпром нефти" даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределять топливо между собственными и независимыми заправками. По мнению опрошенных участников рынка, во многом именно это предотвратило ухудшение ситуации до стадии полноценного бензинового кризиса. Отмечают, что критическим был период с 10 по 15 октября, а после 20 октября, когда выйдет из ремонта Ангарский НПЗ, ситуация должна улучшиться. Подробнее: kommersant.ru/doc/2593534
Как вас зовут?
Название компании
Мобильный телефон для связи

Сколько карт вам нужно? (необязательное поле)

Отправить заявку

Мы свяжемся с Вами по телефону, через мессенджеры (WhatsApp, Viber и другие) или по электронной почте. Для первого контакта нам достаточно названия компании или вашего номера телефона и имени. Если вы готовы сказать больше - будем рады.


Комментарии