14-04-2016

Систему «Платон» проверят на правомерность

Конституционный Суд РФ (КС) в открытом заседании рассматривает запрос 92 депутатов Госдумы о проверке конституционности нормативных актов о взимании с большегрузных автомобилей оплаты за проезд по федеральным трассам.

Законодательная база была создана в 2011-2013 годах. Платежи с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, призванные частично возместить наносимый дорожному покрытию ущерб, стали взиматься с 15 ноября 2015 года. Владельцев обязали зарегистрировать автомобили в системе "Платон" ("плата за тонны"), установить на них специальное бортовое устройство или оформлять маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность.

Авторы запроса полагают, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. Как рассказал в КС представитель заявителей депутат Госдумы Юрий Синельщиков, число потенциальных игроков рынка, подпадающих под действие "Платона", оценивается в 2 млн.человек. Размер платы не учитывает финансовое состояние плательщиков, техническое состояние и стоимость их автомобилей и для многих частных предпринимателей является серьезным бременем. Также, по словам депутата, введенная плата с большегрузов по сути дублирует транспортный налог и акциз на бензин, часть средств с которых направляется на ремонт и содержание дорожного покрытия.

Сославшись на оценки экспертов, парламентарий пояснил, что взимание платы с большегрузов в конечном итоге сказывается на цене потребительских товаров, дополнительно раскручивая инфляцию. Синельщиков сообщил, что в 2017 году "Платон" внесет в копилку инфляции дополнительные 1,5%.

Депутаты считают, что плата с большегрузов основана не на федеральном законе, а на акте исполнительной власти.

"Административная ответственность за движение большегрузных автомобилей по дорогам без оплаты или с нарушением порядка оплаты в нарушение Конституции РФ также установлена не законом, а постановлением Правительства и вводит препятствия для свободного перемещения товаров", - считают авторы запроса.

Выступающие сейчас представители стороны, подписавшей оспариваемые нормы, настаивают: плата с крупнотоннажных грузовиков является не налогом, а сбором, который может устанавливаться нормативными актами правительства. Аналогичная позиция содержится также в отзывах Минфина, Торгово-промышленной палаты и др.

Так Минфин поясняет, что для платы за проезд большегрузов характерна свобода выбора, то есть владелец может перевозить груз и в менее тоннажных автомобилях. Для налога же такая "вольница" невозможна. Еще один аргумент Минфина в пользу неналоговой природы: за неуплату "Платону" положен штраф, а налог нужно выплачивать в любом случае.

Плата за проезд 1 км. федеральной трассы составляет 1,53 руб. В системе "Платон" зарегистрированы около 700 тыс.пользователей. С 15 ноября 2015 года владельцы большегрузов перечислили около 6 млрд.руб.
Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных