Заливаем в бак только неэтилированный бензин: правило без исключений


16.11.2020

А если экономить и заправляться бензином не на брендовых АЗС, а у частных продавцов? Уверены, такой вопрос возникал у многих автовладельцев. Учитывая темпы роста цен на бензин и периодическую недоступность проверенных станций, решиться на подобный риск всё же можно, но только в виде одноразового поступка. О последствиях заправки запрещенными топливными смесями и о том, почему стоит объезжать стороной частные АЗС – в этом обзоре, всецело поддерживающем использование только неэтилированного топлива.

1. В чем различие между этилированным и неэтилированным бензином
2. Что такое этилированный бензин
3. Неэтилированный бензин: описание кратко
4. Как избежать покупки некачественного топлива


В чем отличие этилированного и неэтилированного бензина

Самое важное, что стоит сказать о разнице между двумя видами этих топливных смесей – высокая токсичность, то есть, отравляющие свойства. 

Вы будете правы, если вспомните, что для организма человека вреден любой вид бензина, включая менее опасный вид неэтилированного горючего. Вдыхание паров топлива – вынужденное или намеренное – будь то неэтилированный бензин или его более опасный аналог в виде этилированного состава, при неудачном стечении обстоятельств может привести к кратковременным или же необратимым поражениям центральной нервной системы, головного мозга.  

У этилированного бензина вредоносное воздействие крайне агрессивно, распространяясь и на состояние здоровье человека, и на окружающую среду. В том числе, эти топливные смеси быстро и серьёзно разрушают узлы любого транспортного средства, выводя из строя элементы двигательной, выхлопной, топливной систем. В большинстве стран мира использование этилированного горючего запрещено.

По каким же именно причинам возник такой запрет? 

Что такое этилированный бензин

Этот вид топлива получали после того, как в первичный продукт нефтепереработки нефти добавляли металлоорганическое соединение – тетраэтилсвинец. А делалось это потому, что после нефтеперегонки бензин был абсолютно непригоден к использованию в автомобилях из-за низкого октанового числа. Такая топливная смесь показывала примерно 50-60 единиц, в то время как самое низкое октановое число в наше время имеет коэффициент 80 и принадлежит самому дешёвому бензину АИ-80, он же А-76.

Что такое октановое число мы подробно рассказывали здесь, а если вкратце, то у бензина с низким показателем  есть главный побочный эффект: подобная топливная смесь не может выдерживать сжатие, необходимое двигателю для получения энергии и совершенно неустойчива к детонации, провоцируя взрыв в цилиндре двигателя. 

Что же делать? Конечно!  Добавить присадки – то есть смеси, увеличивающие октановое число. Но одна беда: когда до такого додумались химики начала ХХ века, на этапе становления автомобильной промышленности, о неэтилированных горючих смесях даже не могли задуматься, а под рукой в то время оказался только тетраэтилсвинец. 

А теперь посмотрим, как это соединение, присутствующее в высокой концентрации в этилированном горючем, влияет на здоровье: 

  • Поражает все отделы головного мозга;

  • Нарушает моторную функцию – координацию в целом и функцию ходьбы в частности;

  • Вызывает необратимые поражения органов пищеварения, дыхания; 

  • Угнетает психику – приводит к появлению агрессии, галлюцинаций, бессонницы и т.д.


Чтобы доказать смертельно опасное влияние свинца и его соединений на здоровье человека, окружающую природу и детали автомобилей, потребовался почти целый век. Но в последние десятилетия ХХ века этилированному топливу дорога к потребителю была перекрыта навсегда. Место токсичного горючего на всемирном рынке нефтепродуктов занимает более экологичный неэтилированный бензин, производство и продажа смесей с содержанием свинца и его соединений преследуется уголовно, а изготовители автомобилей помещают на крышки бензобаков предельно информативные предупреждения. 


Неэтилированный бензин – качество, виды, безопасность

Способ создания топлива остаётся таким же: перегонка нефти и получение горючего с октановым числом в те же 50-60 единиц, как у этилированного – недостаточно для устойчивого сопротивления взрыву. Однако на вооружении производителей неэтилированных бензинов уже имеются вполне безобидные современные эко-френдли присадки, на основе эфира и спиртов. Подобные изобретения способны достойно увеличить октановое число бензина и при этом не покалечить или ненароком не убить покупателя. 

Производится такой бензин неэтилированный уже в разных видах, с октановыми числами на выбор: от 80 до 100, и на сегодняшний день это высшее качество. О последнем, неэтилированном сотом, достаточно новом для российских АЗС, делятся мнением автовладельцы, после того, как протестировали этот бензин на различных моторах.

Качество неэтилированных видов горючего – вопрос не менее жаркий, опытные автовладельцы многократно тестировали работу мотора на видах топлива, приобретенных на разных АЗС. С бензином, залитым на одной из частных станций, «характер» автомобиля предсказуемо меняется в худшую сторону. Однако имеют место и мнения о том, что даже неэтилированный бензин с высоким октановым числом, продающийся на известных рейтинговых заправках, тоже может преподносить неприятные сюрпризы.  

Как избежать покупки некачественного топлива

https://mvd.consultant.ru/files/50345/preview/1С апреля 2003 года, по Федеральному закону (№34-ФЗ от 22.03.2003) на отечественных АЗС продаётся только неэтилированный бензин с одним из октановых чисел, требуемых для комфортного вождения или безопасной работы на коммерческом автотранспорте:

  • Нормаль-80 (также АИ-80, А-76, Н-80);

  • Регуляр-92 (АИ-92);

  • Премиум-95 (АИ-95, Премиум-Евро-95);

  • Супер-98 (АИ-98, Супер-Евро-98). 


Стоит заметить, что высококачественный бензин АИ-98 уже не так уверенно занимает рейтинг первенства – тот случай, когда производители моторов оказались не готовы к появлению бензинов с октановым числом выше, чем могут потреблять двигатели. Это новые марки АИ-100 (Pulsar 100 или Ultimate 100), а также пока ещё редкие марки АИ-102 и 105, которые заливают только в гоночные и спортивные авто. 

Что же можно сказать о качестве разных видов топлива? Советы по определению токсичных присадок в составе по запаху – не лучший выбор (помните, в начале обзора мы писали о вдыхании паров?). Есть требования добавлять окрашивающие пигменты в горючее с содержанием свинца выше нормативов ГОСТ, но всё это не работает на практике. 

Работает, пожалуй, старое доброе сарафанное радио, сегодня оформленное, как топливные карты. Да-да, сбор информации, обработка жалоб и цифровизация сделали своё дело, а для безопасности владельцев транспортных средств, ездящих на  неэтилированном горючем, созданы карты заправок и программы экономии на оплате топлива. Находите свою и не переживайте о качестве бензина – в списке только проверенные АЗС с сертификатами по вашему первому запросу и результатами лабораторных тестов. Кстати, это единственный правильный способ проверить качество топлива.


Напишите нам по вопросам топливных карт!