При какой температуре замерзает бензин в топливной системе


20.10.2021

Под замерзанием нередко подразумеваются разные процессы, но их суть сводится к тому, что бензин теряет свои рабочие качества – консистенцию, способность к воспламенению. Согласно ГОСТ 5066-2018 такой процесс, как замерзание состоит из трёх этапов: 

✔ Помутнение 

✔ Начало кристаллизации

✔ Загустение (замерзание)

Следует отметить, что в обязательных требованиях ГОСТ температура замерзания бензина не определена как постоянная величина, в отличие от дизельных сортов. Все методы исследования, описанные в стандарте для бензинов, необходимы чаще только для решения спорных ситуаций, связанных с качеством топлива. Если бензин замерзает, кристаллизуется или густеет при таких же температурах,  как и нефть, то есть от -20 до -350С, это однозначно указывает на неприемлемое количество присадок в топливе или низкое, кустарное качество производства горючего.  

Отсутствие единой системы пороговых температур для фиксирования момента замерзания связано ещё и с тем, что в российских климатических условиях, даже в самых суровых северных регионах, бензин не меняет своих качеств. Топливо не замерзает, не становится вязким, если его качество соответствует стандартам, изложенным в ТУ на ГОСТ 32513-2013. 

Для того чтобы качественное горючее помутнело, загустело, требуется достичь отметки в -72 градуса С. Это относится к бензинам АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Также среди автовладельцев распространена информация о том, что бензины повышенной чистоты, качества ЕВРО 6, поддаются замерзанию при температурах от -118 градусов С. Впрочем, убедительных результатов испытаний в поддержку этих данных не представлено. 

При какой температуре возможно загустение смеси – Госстандартами не установлено, в условиях средней полосы России подобных морозов не бывает и топливо не замерзает, однако разница между летним и зимним горючим всё же определена. Зачем это сделано и как такое разграничение влияет на запуск двигателя зимой? 

Зимний и летний бензин, в чем разница

10.png

Современные условия производства бензинов подразумевают добавление в воздушно-топливную смесь различных присадок ещё на этапе нефтепереработки в заводских условиях. Различные технические условия, изложенные в государственных стандартах, ограничивают содержание таких веществ. Но для того, чтобы бензин выполнял свои функции в автомобиле, в качестве добавок всё же разрешены спирты, эфиры и другие, безопасные для деталей авто, для окружающей среды и человека соединения. 

С помощью таких присадок можно улучшить эффективность горения смеси, поднять октановое число – порог детонации. Так бензин марки АИ-92 имеет меньше присадок в составе, в 98-м и 100-м их, соответственно, больше. Чем меньше дополнительных веществ в составе, тем резче возникает вспышка, тем быстрее прогорает воздушно-топливная смесь. 

Этот процесс связан и с температурой выкипания: параметр, который показывает, возможно ли запускать двигатель в холодную погоду. Если бензин содержит больше трудноиспаряемых фракций, чем положено по ГОСТ, температура замерзания топлива, изменится.  Низкое качество нефтеперегонки и присутствие тяжёлых фракций однозначно приведёт к неполному сгоранию горючего в цилиндрах двигателя, перерасходу топлива и масла, смываемого со стенок цилиндров, засорению топливного фильтра. В то же время легкоиспаряемые фракции в составе топлива создают повышенное давление насыщенных паров. 

Давление насыщенных паров (ДНП) – параметр, что определяет целесообразность применения одного из видов бензинов зимой. Если купленный на АЗС бензин соответствует указанным в сертификате параметрам качества, состав демонстрирует лучшие пусковые качества двигателя в холодное время года, так как такое топливо способно выдержать большее давление насыщенных паров. 

11.png

ДНП – это также один из показателей качества горючего: 

✔ Чем выше это значение, тем больше в топливе легкоиспаряемых, кипящих фракций, но также выше опасность появления паровых пробок, что приводит к проблемам с пуском двигателя;

✔ Высокое значение в рамках нормы – показатель хороших пусковых свойств горючего, быстрый старт и прогрев двигателя. 

Из-за низких температур меняется и состояние только некачественного топлива – на морозах такой составы замерзает буквально, то есть превращается в гель, желеобразную субстанцию.  Испаряемость воздушно-топливной смеси утрачивается, как и качество её распыления. Если замерзает бензин, это говорит о присутствии в составе тяжелых фракций, в том числе парафинов, которые и приводят к загустению смеси. Температура замерзания горючего имеет решающее значение только в условиях крайне холодного климата, а проблемы с кристаллизацией топлива больше свойственны дизельным сортам. 

Какой бензин заправлять летом и зимой

Качественный, приобретенный на АЗС с высоким рейтингом надёжности, у проверенных производителей. Проблему замерзания бензина по сути, уже решили производители продуктов нефтепереработки, ещё на этапе производства. На заправки надёжных поставщиков топливных продуктов поставляется сезонный бензин, тот, что рекомендуется к эксплуатации при соответствующих температурах окружающей среды.    

Также стоит учесть «гигиену» заправочного процесса.  Если при не самой холодной  температуре замерзает бензин, стоит обратить внимание на возможное попадание в бак воды. В этом случае эффективность работы топливной системы ухудшает не сам бензин, а именно замерзшая вода. Качество горючего при этом остаётся достаточно высоким.  

Каким правилам нужно следовать, чтобы избежать проблем с замерзанием:

✔ Пользоваться моющими, абсорбирующими присадками – такие составы эффективно удаляют влагу из топливной системы, очищают пути подачи горючего;

✔ Обеспечить защиту заливной горловины от намеренных действий посторонних;

✔ Не заправляться на сомнительных АЗС. 

В помощь всем, кто заботится о качестве заливаемого горючего – карта надёжных автозаправок по всей России. 




FAQ


В составе солярки (дизтоплива) есть доля парафина. Именно этот компонент при замерзании начинает загустевать, образуя кристаллы, которые мешают проходить солярке по топливопроводам.
Температура замерзания дизтоплива зависит от месторождения нефти, степени очистки, марки и цетанового числа, поэтому варьируется от 0 до –10°С (для летних) до –50…–65°С (для арктических).
Бензин более летучий, менее вязкий и у него порог замерзания от –60°С и ниже.

По ГОСТ 305-2013, летняя солярка замерзает при температуре –5°С. Способность к загустению зависит от фракционного состава, а именно от тяжелых компонентов с плотностью около 880 г/л.
В зависимости от производителя температура замерзания колеблется от 0 до –10°С. Поэтому рекомендуется перед наступлением холодов поменять летнее дизельное топливо на зимнее или арктическое в зависимости от региона проживания.

Из-за низкого уровня замерзания бензин сам по себе замерзнуть не может. Кристаллизуется обычно влага из конденсата воздуха, которая тоже присутствует в горючем.
Чтобы запустить топливную систему, нужно прогреть магистраль переносным феном. Также можно снять и прочистить топливный фильтр и бак от отложений. Еще один способ разморозить топливную систему — откачать пару литров бензина, добавить 1–2 л спирта 96% и подождать, когда этанол абсорбирует воду.

Зимой лучше заправляться низкооктановым бензином и вместо Аи-95 использовать Аи-92. Потому что в топливе Аи-92 меньше спиртов и эфиров, а значит, бензину проще воспламеняться при низкой температуре.
Также на воспламеняемость влияет упругость пара (ДНП). Для зимы стоит выбрать горючее с ДНП 90–100 кПа.
Кроме этого, при заправке стоит учитывать рекомендации производителя автомобиля к марке топлива.