Обман при наливе горючего на АЗС


04.05.2022


    137.png

    С проблемой недолива на автозаправочных станциях может столкнуться каждый водитель. Но существуют показатели в пределах нормы, которые определены на законодательном уровне, а бывают граничащие с абсурдом. При этом неважно, крупная сеть или неизвестная компания, большой город или отдаленная станция. На недобросовестных автозаправочных станциях могут обмануть и на 50 мл, и до 3 л при отпуске 10 л бензина. Хотя норма не должна превышать 25 мл на каждые 10 л горючего.

    И если некоторые методы обмана рассчитаны на невнимательность водителя, то другие могут определить только специализированные органы. А проведение проверок обычно согласовывается с руководством. И значит, у недобросовестных продавцов есть время, чтобы скрыть факты обмана, привести работу оборудования в надлежащий порядок. Но что же делать? Как обезопасить себя? Как свести риски к минимуму? Разберемся в статье. 

    Какие уловки применяют на АЗС

    В ГОСТ Р 58404-2019 определены нормы недолива горючего, которые учитывают погрешности при работе оборудования. Например, остатки в шланге, пистолете. При этом класс точности топливораздаточной колонки при отпуске бензина (норма) считается не более 0,25% от количества приобретаемого горючего. То есть разница в 25 мл на 10 л топлива считается допустимой. Но такой факт не означает, что на автозаправочной станции обязательно не зальют 25 мл на 10 л бензина. Многие автозаправочные станции отпускают горючее с ювелирной точностью, а в некоторых случаях даже фиксируется перелив на 10–20 мл при проведении контрольных закупок.

    138.png

    Но в арсенале работников АЗС существует множество уловок с топливом, которые направлены на получение незаконной прибыли. Рассмотрим некоторые из них.

    Несвоевременное отключение заправочного пистолета

    Такой способ обмана практикуется на заправках, где присутствует заправщик. Схема очень проста. Пока водитель расплачивается за горючее или сидит в автомобиле и ждет, пока топливный бак наполнится, работник станции производит налив топлива в бензобак. На последних литрах кнопка пистолета отпускается и создается иллюзия заправки. Остатки бензина не возвращаются в колонку, а остаются в шланге. После того как автомобилист покинет заправку, остатки горючего сливают в заранее приготовленную емкость.

    Этот способ основан на невнимательности водителя, его полном доверии. Зачем сверять показания на колонке с тем, что отображено в чеке? И так пойдет.

    Даже если обман составляет около 1 л с одной машины, то в смену можно прикарманить около 100 л топлива.

    Перегиб шланга

    На АЗС неизвестных брендов, где нет постоянного контроля за сотрудниками, могут специально перегибать заправочный шланг. При этом методе недолива водитель на заправке видит на топливораздаточной колонке правильные показатели отпущенного топлива. Но на самом деле получает меньше, так как в местах перегиба остается горючее. После отъезда автомобиля шланг расправляют и сливают остатки горючего. Ведь обратно в колонку остатки не возвращаются.

    Таким образом, можно сэкономить до 50 л топлива (зависит от интенсивности потока автомобилей). Совсем наглые сотрудники АЗС могут в бак объемом 50 л залить 60 л горючего. Но этот факт можно наблюдать на заправках неизвестных фирм и расположенных на приличном расстоянии от населенных пунктов.

    Отсутствие сдачи

    139.png

    Способ рассчитан на водителей, которые спешат или привыкли заправляться большими объемами без проверки чека. Махинациями с топливом занимается кассир. Он заявляет, что сдачи нет, и предлагает провести заправку на недостающую сумму. Мало кто откажется, так как не сегодня завтра придется заправлять автомобиль снова. Но вот эти 1–2 л необязательно окажутся в топливном баке автомобиля. Их просто-напросто не пробивают по кассе, а сдача оседает в кармане кассира. Ведь проверить объем по табло на заправочной колонке удосуживаются не многие. А если кассир работает в паре с заправщиком, то обман с топливом провести легче. Водители после оплаты спокойно садятся в автомобиль и ждут окончания отпуска горючего.

    Заправка до отсечки

    Современные колонки оснащают системой автоматической остановки подачи топлива при заполнении автомобильного бензобака. Срабатывание ограничителя подкрепляется звуковым сигналом — щелчком. Но после окончания заправки в шланге остается порядка 300–500 мл топлива, которые выливают из пистолета через небольшой промежуток времени. Этим часто пользуются заправщики. 

    После характерного щелчка водитель возвращает пистолет с топливом на место. Остатки из пистолета стекают в шланг, но не поступают в колонку. После отъезда машины сотрудник автозаправочной станции сливает горючее себе в канистру. Чтобы исключить такие махинации с топливом, просто подержите пистолет в рабочем режиме еще несколько секунд после щелчка.

    Программное вмешательство

    Такой способ можно выявить только при контрольном измерении или плановой проверке оборудования АЗС. Фактически программу, которая осуществляет контроль за топливом — отпуском и остатком, настраивают таким образом, что наливают меньше, чем отображается по факту. В чеке и на колонке отображается то количество литров, которое было оплачено. Но в топливный бак поступает меньшее количество горючего. И хорошо, когда недоливают несколько десятков миллилитров. Тогда такой обман не сильно бьет по кошельку потребителя, хотя и приносит руководству колоссальные прибыли. А если обсчитывают на 0,5 л и больше?

    Но самое обидное, что когда таким образом настроены колонки, то доказать нарушение не получится. Ведь фактические показатели в норме. При этом программы могут не только корректировать показания счетчиков, но и способны управлять работой касс.

    При этом включение и отключение этих программ производится нажатием кнопки, передачей данных через инфракрасный датчик и другими способами. При самостоятельных проверках будут одни результаты, а вот контрольный замер покажет идеальную точность. Более подробно рассказано в видео.

    Алгоритм действий при выявлении обмана

    Возможности выявления факта, что на АЗС жульничают с отпуском горючего, ограничены. Ведь полагаться на показания счетчиков на приборной панели автомобиля нельзя. Они не проходят сертификацию и дают примерные данные. Но многие водители могут поспорить: а как же объем топливного бака? Его же указывает производитель, а значит, осуществить заправку больше указанного значения не получится. Это утверждение неверно. Данные не указывают с точностью до миллилитра, да и погрешность на заполнение топливной системы никто не учитывает.

    Можно использовать прозрачные канистры для сравнения отпускаемого горючего и полученного фактически. Но часто обман начинается от 10 л, да и на многих автозаправочных станциях запрещена заправка в канистры.

    Но если заподозрили обман, необходимо от работников автозаправочной станции потребовать произвести контрольный замер. Только эталонные мерники, которые проходят ежегодную сертификацию, могут показать точные данные.

    140.png


    Порядок действий прост:

    1. Представитель АЗС предоставляет мерник, который соответствует ГОСТ;
    2. Производится отбор топлива;
    3. Применяется коэффициент погрешности на основании температурных показателей;
    4. Составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах: один — для водителя, другой — для руководства компании.

    Но помните, что горючее, которое используют для контрольного замера, приобретают за счет инициатора проверки.

    При выявлении факта мошенничества подавайте жалобу в Роспотребнадзор и прокуратуру. Но обычно руководство заправки пытается нивелировать проблему и практически сразу возмещает нанесенный ущерб.

    Как исключить факт обмана

    141.png

    По факту водитель остается не защищенным от действий недобросовестных сотрудников и руководителей заправки. Хотя можно встретить множество рекомендаций, как обезопасить себя от недобросовестных заправщиков:

    • быть внимательным — сверять данные на чеке и на колонке;
    • не пользоваться услугами заправщика;

    • осуществлять заправку в канистры, а потом переливать горючее в бак;
    • покупать небольшие объемы — 5 или 10 л;
    • выбирать только крупные и известные бренды;
    • смотреть, где заправляются таксисты (они уж точно знают) или строительная техника (на нее часто устанавливают датчики учета топлива) и другие способы.

    Но даже при возникновении подозрения, что на станции могут недоливать горючее, многие водители просто выбирают другую АЗС. Ведь легче не обратить внимание на нехватку 300 г горючего или отсутствие мелочи для сдачи. Но если оценить перечисленные уловки в рамках одной смены или месяца, то в карманах нерадивых сотрудников оседают значительные суммы.

    Но минимизировать риски помогают топливные карты. Конечно, 100% исключить программный обман и человеческий фактор не получится, но получить выгоду легко.

    • Во-первых, исключают махинации со сдачей. Водители при оплате предъявляют карту, на которой четко фиксируется количество топлива и списанная сумма. 
    • Во-вторых, крупные компании заинтересованы в постоянных клиентах. Поэтому предоставляют скидки при длительном сотрудничестве. Такие компании дорожат своей репутацией, поэтому редко бывают замечены в фактах обмана.
    • В-третьих, оборудование на сетевых автозаправочных станциях регулярно проходит проверки. А значит, стороннее вмешательство, установка пиратских программ и подкручивание показаний топливораздаточных колонок исключены.
    При этом с топливными картами легче рассчитать расход горючего. Установив лимиты, можно контролировать водителей и выявлять факты повышенного расхода. А значит, минимизировать риски обмана. Ведь часто водители осуществляют заправку на одних и тех же станциях, если следуют по одному маршруту.