Недолив бензина на АЗС

При отпуске топлива на АЗС есть законные нормы недолива. Они зависят от работы автозаправочных комплексов, но не могут превышать 0,25% от отпускаемого объема. Это зафиксировано в правилах технической эксплуатации станций и автозаправочных комплексов (ГОСТ Р 58404-2019). 

Сегодня при выявлении факта недолива владельцев АЗС штрафуют на 100 тысяч рублей. С 1 января 2024 года контроль отпуска бензина будет жестче: санкции увеличат до 500 тысяч рублей.

Хитрости на заправках

1270.png

Каждый раз на заправках у некоторых водителей появляется чувство, что в расчетах за бензин присутствует лукавство или обман. Обосновано это или нет?

Лет восемь — десять назад существовали достаточно примитивные, но вполне реальные способы отъема заветных литров у водителей. Перечислим некоторые из них:

  1. Перегиб шланга. Тогда заправщик сгибал шланг хитрым образом и в шланге оставался бензин от 0,5 до 1 л. После отъезда водителя топливо благополучно сливали в подготовленную канистру.
  2. Манипуляции с пистолетом. Опять же, это было возможно, если ваш автомобиль заправлял работник АЗС. Когда водитель находился в машине или уходил оплачивать бензин, заправщик прекращал заливку раньше срока. То есть, он отпускал рычаг пистолета до того, как закончилась заправка. Недолив бензина в ваш бак составлял 0,5–0,7 л. Сэкономленные миллилитры топлива сливались в любимую канистру.
  3. Экономия на сдаче. Оператор говорил, что нет разменных денег, и он не может дать сдачу. Предлагает долить на эту сумму топливо. Позже водитель обнаруживал, что бензин долит на сумму сдачи не был.

Такие способы сейчас редки, но используются на удаленных или малоизвестных заправках.

Уловки АЗС по недоливу топлива

1271.png

С течением времени и прогрессом, который мощно вошел в нашу жизнь, стали использовать технические возможности бензоколонок. 

Сотрудники АЗС приглашают «чародеев», которые за умеренные деньги устанавливают либо в сам компьютер, либо прямо в колонку специальные программы. Это могут быть:

  1. Компьютерные модификаторы программ и вирусные технологии. Такие софты могут устанавливать на ПК самой станции. Вирусная программа действует так, что в чеке и на табло колонки вы видите правильные значения, а топлива в баке меньше, чем оплачено. Недолив может доходить до 300 мл на каждые 10 л. 
  2. Программы или чипы устанавливают внутри самой колонки. Причем при заправке первых 10 л количество бензина заливается в ваш бак верно. Далее — с погрешностью до 0,5 л на каждые 10 л топлива.
  3. «Перелив». При заправке «до полного бака» вам заправляют больше бензина, чем вмещает емкость автомобиля. Например, вместимость бензобака 60 л, а заправили на 70 л. Получается, что вы переплатили за 10 л, которые не могли войти в ваш бак. Однако, нужно иметь в виду, что почти у всех автомобилей есть в баке место для «резервного запаса топлива». Японские автомобили вмещают до 10% свыше емкости бака, европейские — до 25%, а корейские и китайские — до 15%. Плюс трубки, шланги, резервуары, соединенные с бензобаком. В них тоже может проникать топливо.
  4. Недолив после отсечки. Такая схема работает, когда заправляют полный бак. В момент, когда бак наполнился, происходит отсечка, то есть топливо прекращает доставляться в бензобак. Но это не говорит о том, что в шланге не осталось бензина. В нем может быть от 300 до 500 мл топлива. И оно также сливается работниками АЗС.

Есть и другие уловки недолива топлива. Например, приходилось слышать о таком нетрадиционном способе разбавления бензина, как сжиженный газ. Его добавляют в топливные хранилища. Газ расширяет объем топлива. Таким образом, когда автомобиль заправляется, то счетчик считает правильное количество бензина. Однако, при движении автомобиля газ испаряется и бензина становится в объеме меньше.

Доказательств этому факту нет, и химический анализ такого бензина не делает никто.

Что делать, если обнаружили недолив бензина

На самом деле статистика весьма неприятная: проверкой Минпромторга установлено, что две заправки из трех грешат тем, что недоливают бензин. С каждых 50 л недолив топлива составляет до 300 мл. 

Недолив доказать все же можно, хотя и непросто. Для этого делают контрольный замер топлива. В данном случае водитель просит служащих заправки предоставить опломбированный образцовый мерник. Он должен соответствовать ГОСТу. Бензин, взятый для контроля, оплачивает сам водитель. После проверки его можно перелить в бак автомобиля или канистру.

1272.png

Нужно залить топливо в мерник и дождаться фиксации подвижной каретки. Если количество топлива будет меньше или больше установившейся планки на единицу и более, то можно говорить о недоливе или излишках бензина. И то и другое является нарушением. Погрешность в пределах единицы — норма. При обнаружении погрешностей нужно составить акт, один экземпляр которого передают администратору, а второй остается у водителя. Подписанный акт направляют в Роспотребнадзор или прокуратуру. За обнаруженный недолив бензина АЗС обязана возместить деньги.

Если АЗС отказала в выдаче мерника, вы вправе сообщить в полицию или Роспотребнадзор. 

Жалобу о том, что вам не выдали мерник, можно подать и письменно в те же органы. В этом случае контролирующие органы обязаны проверить АЗС и наложить штраф, если будут выявлены нарушения.

Можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Когда обнаружили недолив, обратитесь к оператору заправки и выскажите претензию. Часто бывает, что сотрудники АЗС не хотят выносить сор из избы, и предлагают долить бензин.

Если оператор отказывается, то нужно вызвать администратора и воспользоваться методом, указанном выше.

Как обезопасить себя водителю

Иногда у водителя нет ни сил, ни времени бороться с недоливами, но и быть обманутым не хочется. В таком случае водитель должен быть «подкован» и обезопасить себя самостоятельно. Что можно сделать:

  1. Пользуйтесь, по возможности, проверенными заправочными станциями.
  2. Всегда заправляйтесь самостоятельно. Следите за значениями на табло. Прекращение отсчета должно закончиться до окончания заливки топлива, а не после. Контролируйте суммы в чеке.
  3. Если есть такая возможность, заливайте в канистры с указанной емкостью. АЗС могут отказать в заправке пластиковой тары, мотивируя документом РД 153-39.2-080-01. Но это неправомерно. Так как сейчас действует новый ГОСТ 58404-2019, согласно которого отпуск нефтепродуктов допускается в канистры из полимерных материалов, если на таре есть маркировка предприятия-изготовителя о возможности хранения в ней нефтепродуктов. Если у вас такой канистры нет, используйте металлическую.
  4. Заправляясь на незнакомой заправке, старайтесь заливать не более 10 л.
  5. При заправке говорите оператору, что хотите залить определенное количество топлива, а не называйте сумму, на которую хотите получить бензин. Таким образом, оператору АЗС вы должны сказать: «Заправьте 15 л», а не «Заправьте на 800 рублей».
  6. Если недавно произошел слив горючего, то заправляться сразу после этого нежелательно. При заправке резервуаров со дна поднимается «грязь» — осевшие частицы взвеси, которые проникают в топливо, поднимаясь со дна. Бензин становится менее качественным, засоряет бак, а за примеси вы уже заплатили.
  7. Любая из компаний может анонсировать суперакции и скидки. Не стоит полностью доверять подобным лозунгам бензиновых королей. Чаще всего — это не щедрый подарок хозяина бензоколонки, а обычный трюк, уловка, крючок, попав на который, водитель одновременно попадает и «на деньги».

Погрешности с недоливом топлива встречаются чаще на маленьких и малоизвестных заправках. 

Крупные операторы дорожат своей репутацией и контролируют качество топлива — начиная с собственных нефтеперерабатывающих заводов. Примером подобных концернов является «Газпром». Кроме того, он предоставляет возможность контроля расхода топлива. Прекрасный способ снижения издержек для корпоративных клиентов — топливная карта «Газпромнефть».

1273.png

Карты принимают не только на собственных 2700 АЗС «Газпромнефть», но и у партнеров в России и 8 странах Ближнего Зарубежья. Выгода клиентов в том, что все расчеты происходят безналично, есть возможность контролировать расход топлива водителями. Все транзакции отражаются в онлайн-режиме. Можно как быстро пополнять карту, так и вводить лимиты на заправку водителей. 

Качественное топливо предоставляют и по топливной карте Shell

1274.png

АЗС «Шелл» — энергетическая компания, известная в мире первосортным топливом и отличным обслуживанием клиентов. Сеть заправок «Шелл» распространена по всему миру. 

Карта позволяет оптимизировать затраты на топливо, вести бухгалтерскую отчетность топливных затрат. Приобретая карту, водители смогут не только заправляться качественным топливом, но и получать помощь при авариях и поломках на дороге.

На нашем сайте представлен выбор карт и для компаний, и для частных автовладельцев. Они позволяют вести полный контроль над топливными затратами, получать скидки и участвовать в программах лояльности. Многие карты предоставляют дополнительный сервис: СТО, автомойки. 

Топливные карты — реальная возможность бороться с недоливом и сэкономить на топливе.

Радует и то, что государство предпринимает реальные попытки контролировать розничный отпуск топлива на АЗС. Этот факт дает автовладельцем надежду, что в скором времени мы будем заправляться на АЗС только качественным топливом, и недоливы исчезнут из нашей жизни.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных