Классификация дизельного топлива


25.02.2022


Плохой дизель повышает износ автомобиля. Некоторые поставщики используют примеси, чтобы выдавать летнее дизельное топливо за зимнее, другие реализуют горючее для сельхозтехники под видом Евро-5. Как правильно выбрать дизель и где заправляться?

Виды дизельного топлива

В 2005 году в России появился новый стандарт производства дизеля. Основные причины его разработки:

  • европейские требования качества при экспорте;
  • государственные правила снижения экологической нагрузки.
ГОСТ Р 52368-2005 полностью повторяет европейский стандарт для дизельного топлива — EN 590:2004. В маркировке ДТ обычно указывают на обе спецификации и значение Евро.

image61.png

В 2009 году Европейские страны разработали новую версию стандарта — BS EN 590:2009. Она определяет единую норму содержания серы в дизельном топливе до 10 мг/кг. 

Сернистые соединения снижают ресурс оборудования и негативно влияют на экологическую обстановку. В процессе переработки нефти в конечный продукт попадает 0,6–6% серы. Чтобы дизельное топливо соответствовало нормам, его очищают. 

С 01.01.2015 в России действует ГОСТ 32511-2013, который частично совпадает с EN 590:2009. Согласно ему, ДТ делится на 3 категории по содержанию серы (мг/кг):

  • К3 — до 350;
  • К4 — до 50;
  • К5 — до 10.
Почему важно для водителя, чтобы количество серы в дизельном топливе было ограниченным? Большой концентрат сернистых соединений увеличивает количество продуктов сгорания. Они образуют налет на поверхности деталей двигателя и оказывают абразивное воздействие. В результате нарушается теплообмен мотора с окружающей средой, повышается износ и ухудшается качество масла.

Сорта дизеля

Дизельное топливо классифицируют также по региону применения. Характеристика учитывает климатические условия и температурный режим. Сорта определяют по предельной температуре фильтруемости. Параметр измеряет способность дизельного топлива проходить через фильтр при охлаждении. Если скорость фильтрации 20 см³ превышает 60 секунд — горючее не подходит для выбранного температурного режима. 

По этому критерию разделяют несколько сортов дизеля (°С):

  • A — +5;
  • B — 0;
  • C — –5;
  • D — –10;
  • E — –15;
  • F — –20.
На практике характеристика определяет возможность завести двигатель в холодную погоду. Сорт дизеля выбирают с запасом, чтобы предельная температура фильтруемости была ниже предполагаемой. Нужно отметить, что помутнение и застывание дизельного топлива не влияет на способность фильтрации.

image62.png

Классификация

В регионах с суровым климатом используют другие критерии оценки дизтоплива. При эксплуатации автомобиля на дизельном топливе в минусовом диапазоне температур горючее выбирают по следующему принципу.

   

Классификация дизеля

 
    

Топливо класса

     

Температура фильтруемости (°C)

     

Температура помутнения (°C)

     

0

   

 –20

     

–10

     

1

   

 –26

     

–16

   

 2

   

 –32

   

 –22

     

3

     

  –38

     

–28

 

4

 

–44

    

–34


В большинстве случаев подходит дизельное топливо 1 и 2 категории, но лучше учитывать запас.

Классификация дизтоплива в России

В зависимости от климатических условий применения в Российской Федерации выделяют следующие категории горючего (°С):

  • летнее (Л) — от 0;
  • межсезонное (Е) — –15;
  • зимнее (З) — –20;
  • арктическое (А) — –38.
Такая классификация устарела, но четко определяет сферу применения дизельного топлива. Российские стандарты горючего частично соответствуют европейским критериям оценки качества. Например, маркировка ДТ-З-К5 — Евро-5. 

Дизельное топливо выбирают по паспорту качества, в котором указаны все характеристики. Заправляйтесь на проверенных АЗС, чтобы вам не отказали в предъявлении документации на горючее.

Маркировка в рамках Таможенного союза ЕАЭС

image63.png

Принадлежность дизтоплива к какой-то категории определяется следующими группами знаков:

  • ДТ — тип горючего;
  • А, Е, Л, З — климатические условия;
  • от К3 до К5 — уровень сернистых соединений.
Например, ДТ-Л-К5 — это маркировка летнего дизельного топлива Евро-5. Регламент унифицированной маркировки в рамках ТС ЕАЭС приняли в 2011 году. Его редко используют, но иногда производители указывают в паре с европейским стандартом. Евро — значит, сернистые соединения не превышают 10 мг/кг (К5). 

Используйте топливные карты от ООО «ППР», чтобы заправляться в проверенных местах и контролировать корпоративные расходы. Экономия — до 30%. Оформляйте договор онлайн за 5 минут, чтобы возвращать 20% НДС со всех транзакций. Такими топливными картами можно пользоваться в более чем 16000 АЗС по стране.