Газовое топливо для автомобилей

1. Виды и особенности газового топлива
2. Экологичность газового топлива
3. Эксплуатационные свойства газовых видов топлива
4. Выгодно ли заправлять автомобили газовым топливом
5. На что переходить, сжиженный газ или метан
6. Особенности оборудования ГБО

2c9d61ac6aa7ff87f15db2df8649ea46.png

Виды и особенности газового топлива

В настоящее время существуют и доступны в свободной продаже на АЗС или АГНКС такие виды топливных газов, как сжатый и сжиженный газ. Как их различать:

✔    Сжатым называют метан (сокращенно СПГ или КПГ, то есть компримированный природный газ), продаётся на АГНКС – автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. 

✔    Сжиженные газы – это пропан-бутановая смесь (СУГ), продаётся на обычных АЗС или на специализированных газозаправочных точках (АГЗС).

Если нужно определиться, будет ли газ выгоднее по расходам и лучше систем для автомобиля, нужно обратить внимание на пробег. Когда ежегодный километраж близок или превышает 30 тысяч км (более или около 2000 км/мес.), установка ГБО и последующая заправка сжиженным или сжатым природным газом действительно поможет сберечь приличную сумму. Владельцам малолитражных машин переход на газ вряд-ли действительно необходимо: оборудование занимает место и без того в небольшом багажнике, а топливные расходы, с учетом затрат на ГБО, окупятся нескоро. 

Экологичность газового топлива

Выбросы в атмосферу отравляющих и совсем не полезных для человека выхлопов от газов по данным Минтранса РФ отличаются от бензина и дизеля минимум в два раза. 

1.png

Выбор в пользу газа всё чаще делается в крупных городах и перенаселенных мегаполисах – владельцы автомобилей, длительное время проводящие в пробках, плотном трафике, отказываются от привычного бензина по соображениям безопасности для собственного здоровья. Влияние токсичных выхлопов на атмосферу является хотя и второстепенным, но также важным аспектом при переходе на газ.  

Эксплуатационные свойства газовых видов топлива

У любого газа, рассчитанного на заправку автомобиля, кроме экологичности и финансовой экономии, есть и другие достоинства.

КПД работы на любом из газов стоит рассматривать комплексно: отличительные особенности и пропан-бутана, и метана можно заметить по технически-ходовым характеристикам.

✔    В отличие от бензина и дизельного топлива газы, как горючее, обеспечивают лучшее сгорание. Это и становится причиной снижения объёма токсичных выбросов в атмосферу;

✔    У газа меньше нагара – снижение таких образований на стенках камеры сгорания, на поршнях цилиндров, на свечах способствует их большей сохранности, снижению риска преждевременных поломок;

✔    Газ не даёт конденсации – если пары и есть, то они перегреты и не образуют конденсат в ДВС. Также значительно снижена или отсутствует реакция с масляной пленкой на стенках цилиндров, что сохраняет её защитные функции;

✔    Антидетонационные качества – и у СУГ, и у метана эти показатели выше, чем у бензина, такое свойство газов положительно сказывается на расходе топлива.

2.png

Выгодно ли заправлять автомобили газовым топливом

И пропан-бутановая смесь газов, и метан в условиях повышения цен во всём сегменте топлива значительно выигрывают у бензина и менее дорогого дизельного горючего.  

Принимать решение о переходе на газ стоит после детального изучения нюансов:

- стоимость непосредственно ГБО (баллон и расходные материалы);

- цена работ на переоборудование под газ; 

- легальность компании, осуществляющей подобную деятельность;

- наличие / отсутствие льгот и субсидий по переходу на ГБО и газ;

- достаточное количество заправочных станций, продающих газ;

- расчёт предполагаемого ежедневного расхода газа на основе пропорций к бензину, дизельному топливу. 

Привлекательность перехода на любой газ повышается, если с автомобилями связана коммерческая деятельность или существует необходимость в многочисленных ежедневных поездках. Стоимость пропан-бутанового топлива меньше на 35-37%, если сравнивать даже с недорогой маркой бензина АИ-92.

3.png
При расчёте экономической выгоды перехода на газ, в частности на метан, также стоит принимать во внимание действие в России государственных программ. На 2021 год правительство РФ почти в два раза увеличило размер субсидий, полагающихся всем, кто решит перевести свои автомобили с бензина и дизеля на ГБО. Дополнительно льготы могут представлять и региональные власти, что также повышает привлекательность переоборудования транспорта для работы на газу.
  

На что переходить, сжиженный газ или метан

По своему составу и методу производства именно сжиженный  вид газа косвенно, но всё же относится к побочным продуктам нефтепереработки. Сжиженный углеводородный газ или СУГ – это пропан-бутановая смесь, которая применяется как топливо для автомобилей примерно с 40-х годов прошлого века. С тех пор основательно выросло и число транспортных средств на таком  газу, и качество смеси. Безопасность применения смеси углеводородных газов тоже существенно   улучшена, что подтверждается статистикой применения сжиженных углеводородных смесей:

✔    В мире 27 млн. единиц автомобилей разного назначения, работающих на СУГ (газ пропан/пропан-бутан), из них в России пока только 370 тысяч;

✔    Мировой объём потребления сжиженных газов – более 20 млн. тонн ежегодно;

✔    33,4 тысячи АЗС в разных странах, где можно заправиться пропан-бутановой смесью, из них в России немногим более 7000 станций.

Автомобили на метане встречаются на дорогах всё чаще, этому способствует программа господдержки перехода на этот газ. Также сомневающихся интересует и проект Минпромторга об упрощенной процедуре перехода на газ, регистрации такого транспортного средства. Если такой проект утвердят, владельцам машин на сжатом, а возможно и на сжиженном топливе больше не придётся заниматься сертификацией оборудования с 1 июня 2021. Эту процедуру будут выполнять предприятия, обеспечивающие техническую реализацию перехода.  Что касается АГНКС (метановых заправок), их количество по России ощутимо меньше: этим газом можно заправиться на 539 точках, по состоянию на январь 2021 года, однако эта цифра постоянно растет, по стране  строится более 50 новых точек, ещё несколько десятков в стадии проектирования.  

Особенности оборудования ГБО

Для газов СУГ и СПГ требуются разные типы баллонов и оборудования. Отличаются оба типа ГБО полностью, использовать баллоны под пропан для газа метан и наоборот категорически запрещено.

Баллоны для СУГ (пропан-бутан)

✔    Объём баллона для заправки автомобиля СУГ (пропан/бутан) – от 10 до 210 литров (27 – 98/107 для тороидальных, внутренних/наружных);

✔    Форма ёмкости под газ – цилиндрическая и тороидальная, известная среди водителей как «бублик» или ГБО под запаску (можно разместить вместо запасного колеса в  багажнике);

✔    Чаще всего используются цельнолитые баллоны с клапаном, толщина стенок 3 мм;

✔    Выдерживают давление газа до 16 бар, испытания давлением – до 30 бар;

✔    Заполняемость баллона газом – 80-85%,

✔    Срок службы баллона для автомобиля – 10 лет, обязательные проверки каждые 2 года. 
4.png5.png6.png

Баллоны и оборудование для метановых установок

✔    Могут быть изготовлены из металла (КПГ-1), металлопластика (КПГ-2), с оплеткой из карбоволокна (КПГ-3), полимерных материалов (КПГ-4);

✔    Также распространена маркировка CNP-G;

✔    Срок службы баллонов для газа зависит от материала изготовления, металлические пригодны до 10 лет эксплуатации с освидетельствованием состояния каждые 3-5 лет;

✔    Наибольшую надёжность демонстрируют металлические баллоны, их вместимость –  27, 38 и 55 литров;

✔    Металлопластиковые баллоны (II тип) – от 55 до 120 литров;

✔    Допустимое по регламенту давление в баллонах с газом – 200-250 бар (197-247 атмосфер);

✔    В 50-литровую ёмкость вмещается до 15 куб. м газа метан. 

7.png8.png
9.png
Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных