Содержание
Способы получения топлива
Химический состав и характеристики
Область применения
Виды (сорта) арктического дизельного топлива
Особенности транспортировки и хранения дизельного топлива
Арктическое зимнее топливо широко используют в регионах с экстремальными климатическими условиями, такими как Северный и Дальний Восток России, Аляска, Канада и другие арктические регионы.
Способы получения топлива
Дизельное топливо получают в результате перегонки нефтепродуктов. В него добавляют присадки, формирующие определенные свойства, в частности, стойкость к морозам.
Повышение плотности ДТ оборачивается проблемами в работе насоса. Появление кристаллов в жидкости приводит к закупориванию труб при работе автомобиля. Во время создания зимних арктических марок стараются уменьшить кристаллизацию парафина.
Для устранения парафинов используют несколько методик. Среди них:
-
внесение в состав депрессорно-диспергирующих присадок для уменьшения предельных показателей температуры фильтрации;
-
снижение температуры кипения при завершении процесса до 280 градусов (вместо изначальных 330);
-
использование специальных установок для депарафинизации, когда идет вторичная перегонка и очистка ДТ, проводится компаундирование депарафинизированной фракции.
Технология Gas-to-Liquid (GTL) — это процесс, который превращает природный газ в синтетические жидкие углеводороды, такие как дизельное топливо, бензин и различные химические продукты. Этот процесс позволяет получить высококачественное топливо с улучшенными характеристиками, которое может использоваться в экстремальных климатических условиях.
Химический состав и характеристики
Согласно ГОСТу 305-2013 арктическое дизельное топливо предназначено для эксплуатации при температуре от −45 градусов Цельсия, и обозначается буквой «А». Оно представлено в виде нескольких экологических классов. Каждый из них отличается содержанием серы в составе согласно ГОСТу 55475-2013:
-
К3 – до 350 мг в кг;
-
К4 – до 50 мг в кг;
-
К5 – до 10 мг в кг.
Основные характеристики арктического дизельного топлива включают в себя предельную температуру фильтруемости, температуру помутнения и цетановое число. На основе данных параметров водители могут оценивать производительность двигателя, возможность использовать дизельное топливо в своих климатических условиях и вероятность запуска машины при низких температурах.
По ГОСТ Р 55475-2013 плотность при температуре 15 градусов Цельсия должна составлять от 800,0 до 855,0, кг/м3. Параметры вязкости должны быть в пределах 1,200-4,000 мм2/с. Нормы температуры вспышки для арктического ДТ общего использования — от 30 градусов и выше.
Также выделяют следующие характеристики:
-
температура распространения пламени 57–100 градусов Цельсия;
-
содержание воды до 200 мг/кг;
-
зольность до 0,01%;
-
цетановое число не менее 47;
-
температура самовоспламенения 330 градусов Цельсия;
-
температура помутнения 34–42 ℃;
-
предельные показатели температуры фильтруемости от 44 до 52 градусов Цельсия.
Производство осуществляется по ГОСТ Р 55475-2013, поэтому в арктическом дизельном топливе не должно быть примесей, не учтенных в регламенте.
Температура застывания арктического дизельного топлива
Температура застывания — состояние, при котором арктическое топливо полностью утрачивает жидкую структуру. Топливо густеет и в нем появляются кристаллы. Очистка от парафина позволяет расширить эти пределы, но не полностью избавляет от замерзания.
Перед застыванием наблюдается помутнение дизельного топлива, когда оно белеет и утрачивает текучесть. Это повышает нагрузку на топливную систему, потому что затрудняется перекачивание топлива. Далее наступает киселеобразное состояние, что говорит о появлении в структуре кристаллов. После этого начинается застывание. Температура старта данного процесса зависит от конкретного вида (сорта) арктического дизельного топлива. Средний показатель составляет от 38 градусов Цельсия, но существуют виды, у которых более низкая температура фильтруемости. Например, 50 ℃ для «арктического» (ДТ-А2-К5) «Роснефти».
Область применения
Арктическое дизтопливо предназначено для использования в арктических климатических условиях. Его применяют в северных регионах, в том числе и на Крайнем Севере. Высокая стоимость делает его нерациональным для теплых регионов, тогда как для мест с суровыми условиями оно незаменимо.
Относительно каких-то видов техники или транспорта нет ограничений на использование. Топливо подходит для всех разновидностей дизельных моторов. Наличие субстратов, препятствующих промерзанию жидкости при снижении температуры, позволяет сохранять рабочие характеристики. В остальном сферы применения арктических марок топлива являются такими же, как и у обыкновенного дизельного топлива.
Виды (сорта) арктического дизельного топлива
Разновидности определяются по указанному выше ГОСТу, который начал действовать с 01.07.2014. Там выделяют виды топлива, применяемого для регионов с холодным климатом и низкими температурами.
Примеры арктического топлива:
ДТ-А-КЗ (К4, К5): допускается использовать до –44 градусов Цельсия;
ДТ-А-КЗ (К4, К5): допускается использовать до –48 градусов Цельсия;
ДТ-А-КЗ (К4, К5): допускается использовать до –52 градусов Цельсия.
Особенности транспортировки и хранения дизельного топлива
Перевозка дизельного топлива класса «А» осуществляется согласно правилам ГОСТа 1510-84. Для транспортировки требуется применять большие бочки, специализированные бензовозы или контейнеры со внутренним паростойким и маслобензостойким покрытием. Для хранения при низкой температуре нужно ставить дополнительные системы обогрева (стационарные или мобильные), чтобы продлить срок хранения. Максимально дизельное топливо хранится до 1 года. Арктические марки быстрее портятся, чем обыкновенные. Чем выше количество присадок в составе, тем меньше срок хранения.
Нарушение условий хранения и перевозки зимнего ДТ приводит к нарушению характеристик и уменьшению срока сохранности. В емкостях не должно быть цинка и меди, потому что эти элементы приводят к активации распада зимнего дизельного топлива. Попадание внутрь грязи, пыли и других загрязнителей, которые могут присутствовать в плохо очищенной емкости, недопустимо.