Что такое антигель для дизельного топлива


25.02.2022


В составе дизельного топлива есть кристаллы парафина, которые замерзают при температуре +3°С. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию автомобилей с дизельными двигателями в РФ, производят четыре типа дизтоплива: летнее, зимнее, межсезонное и арктическое. Оно различается химическими и физическими свойствами. Но главное, что у каждого свой порог замерзания. 

Но даже зимнее топливо густеет на морозе, что провоцирует трудности с запуском двигателя. Исключить проблему помогают антигели, которые не только обеспечивают бесперебойную работу мотора, но и способствуют профилактике поломок. Что же это за штука, какие от нее плюсы и минусы при использовании, как сделать правильный выбор?

Что такое антигель для дизельного топлива

image51.png

Так называют депрессорные присадки, которые предотвращают протекание негативных процессов. Касаемо дизельного топлива, такие добавки улучшают морозостойкость (поднимают порог замерзания) и уменьшают вязкость. По сути, создают такие условия, при которых топливо не густеет при отрицательных температурах. Даже при –40°С дизтопливо остается текучим, что уменьшает нагрузку на топливную систему. Топливному насосу легко перекачивать горючее, топливный фильтр не забивается загустевшим парафином, получаем нормальную подачу топливной смеси.

Свойства антигеля

image52.png

Действие антигеля основано на обволакивании кристаллов парафина молекулами антигеля, чтобы не дать им возможности соединиться между собой и образовать большие сгустки. За счет этого не забивается топливный фильтр, горючее спокойно проходит по топливной системе. В результате антигель:

  • снижает температуру застывания;
  • исключает образование пробок в топливной системе;
  • улучшает текучесть горючего;
  • обеспечивает стабильную работу и быстрый запуск двигателя при отрицательных температурах;
  • сохраняет смазывающие способности топлива;
  • защищает систему подачи дизтоплива от коррозии, износа;
  • снижает дымность выхлопа.
Если использовать присадки, то даже летнее дизельное топливо можно применять в период межсезонья. Когда температура нестабильна — ночью опускается ниже 0°С, а днем повышается до плюсовых значений.

Какие бывают антигели для дизельного топлива

На рынке представлены различные типы антигелей, которые отличаются между собой составом и эффективностью:

  • Неполимерные. Практически не используются, обладают низкой эффективностью. Их применяют в сочетании с другими составами, так как они позволяют раскрыть свойства других депрессорных присадок.
  • Сополимерные. Состоят из этилена, мономеров и сополимеров. Наиболее широкая группа антигелей, которые получили свое распространение из-за невысокой стоимости. Но показывают посредственные характеристики при отрицательных температурах.
  • Полиолефиновые. Продукция почти не востребована на рынке, так как при использовании закупоривается топливный фильтр. У нее низкий коэффициент фильтруемости.
  • Полиметакрилатные. Высокотехнологичная продукция, которая дает высокие показатели при низкой стоимости.

Оценивая представленные типы присадок, можно сделать вывод, что оптимальный вариант — полиметакрилатные антигели.

Факторы, влияющие на эффективность антигелей

image53.png

При создании депрессорных присадок производители учитывают множество факторов — начиная от молекулярного строения антигелей и заканчивая химическими примесями в дизельном топливе. В частности, характеристики, которые влияют на эффективность:

  • при какой температуре происходит помутнение топлива;
  • максимальная температура, при которой происходит нормальная фильтрация;
  • какая дозировка необходима на 1 л горючего;
  • тип дизтоплива;
  • содержание в топливе примесей и многое другое.

Но при выборе антигеля в магазине потребители не знают ответов на эти вопросы. Они руководствуются в большинстве стоимостью, узнаваемостью бренда и доступными характеристиками. То есть той информацией, которую представил производитель и решил донести до рядового потребителя.

Поэтому, чтобы оценить максимальную эффективность присадки, необходимо:

  • Соблюдать концентрацию. Если залить больше или меньше антигеля, то горючее застынет. При малой концентрации — процесс застывания будет происходить, но немного медленнее, так как количество добавки не хватит на весь объем горючего. Превышение вызовет обратный эффект — топливо застынет еще быстрее. Ведь дозировка точно рассчитывается при проведении лабораторных исследований.
  • Температурные показатели. Депрессорная присадка не сможет сделать горючее абсолютно незамерзающим. Летнее дизельное топливо не станет зимним. Цель депрессорной добавки только снизить порог замерзания и загустения горючего, но не избавиться от него совсем.

И учитывайте, что если топливо помутнело, то начинается процесс загустения. В этом случае антигель не поможет, так как начали образовываться сгустки. Депрессорная добавка помогает предотвратить выпадение осадка, но не очищает закупоренную топливную систему и не удаляет лед.

Важно! Если дизельное топливо замерзло, то поможет только антигель усиленной концентрации — размораживатель. Он растворяет сгустки парафина, очищает систему ото льда за счет повышения внутренней температуры солярки.

Как пользоваться антигелем

image54.png

В целом порядок действий одинаков для всех типов антигелей:

  1. Согреть присадку — подержать пару часов в теплом помещении.
  2. Рассчитать, сколько солярки необходимо залить (примерно).
  3. Добавить необходимое количество присадки в бак, с учетом требований производителя, прямо на АЗС.
  4. Заправиться топливом.
  5. Дать настояться в течение 10–20 минут, чтобы смеси перемешались, образовалась однородная жидкость.
Перемешивать смесь не нужно, так как антигель распределяется по всему объему бака самостоятельно. Жидкости вступают в реакции во время заправки автомобиля, так как горючее подается под давлением.  
И помните, что антигели применяют только для дизельного топлива. В бензин добавляют присадки с другим типом действия. Ведь температура замерзания бензина начинается от –60°С.

Основные нюансы использования

Чтобы присадка для дизельного топлива заработала, а не нанесла вред, необходимо внимательно изучать инструкцию, которую производитель указывает на упаковке. Хотя могут встречаться небольшие нюансы, но основные требования действуют для продукции любого производителя:

  • Присадку заливают в бак до заправки. Так происходит лучшее распределение антигеля по всему объему солярки. Если сначала заполнить бак дизельным топливом, а затем влить присадку, то на поверхности образуется пленка. Примесь не размешается, а затронет только часть топлива, и эффект будет минимальным.
  • Топливо и депрессорная добавка должны быть теплыми. Если начался процесс помутнения, то эффекта достичь не удастся. Ведь присадка только препятствует образованию связей между молекулами парафина, но не удаляет уже сформировавшиеся сгустки. Так как топливо на АЗС хранится при плюсовой температуре, то в бак оно поступает теплое. А значит, необходимо предварительно согреть присадку, чтобы обеспечить плюсовую температуру для реакции. Если же доливаете горючее из канистры, то необходимо предварительно подержать ее в теплом помещении, прогретой кабинете автомобиля.
  • Концентрацию антигеля в топливе нельзя нарушать. Каждый производитель рассчитывает, какое количество продукции сможет дать должный эффект. При этом концентрация для зимнего и летнего топлива отличается. В летнее горючее заливают больше.

Желательно перед тем как заливать антигель в бак, уточнить тип дизельного горючего. Если в топливе уже есть депрессионные добавки, то антигель спровоцирует обратный эффект — температура помутнения и замерзания увеличится. Поэтому заправляться нужно на проверенных АЗС, которые при отрицательных температурах реализуют зимнее дизельное топливо, а не летнее с добавками.

Частота применения

Строгих правил или требований по использованию депрессорных присадок нет. Хотите — заливайте раз в месяц, а хотите — каждый день. Отсутствуют ограничения для постоянного использования. Лучше ориентироваться на температуру окружающей среды. Единственное, что необходимо запомнить — летом в дизтопливо присадки не добавляют. Ведь они рассчитаны на снижение порога замерзания.

Думаете, что безопасность дорого стоит? Совсем нет. Примерно на 100 л топлива необходимо потратить всего 200 мл примеси. И содержание топливной системы в хорошем состоянии обойдется дешевле, чем ремонт основных узлов, если топливо замерзнет в системе и повредит основные узлы.

Требования к современным антигелям

Высокие требования, предъявляемые к качеству топлива, накладывают свой отпечаток и на присадки. Так, ужесточение требований к содержанию серы в составе дизтоплива привело к ухудшению смазывающих свойств. В результате топливная система стала быстрее изнашиваться, что существенно сократило срок между плановым ремонтом. Что же делать? 

Повысить срок эксплуатации топливной системы помогают антигели. Но не простейшие депрессорные присадки, которые могут нанести еще больше вреда. Ведь они рассчитаны на реализацию только одной функции. А многофункциональные составы, которые:

  • обеспечивают низкий износ всех элементов топливной системы;
  • увеличивают нижний порог застывания;
  • снижают порог фильтруемости;
  • повышают смазывающие свойства;
  • корректируют цетановое число горючего;
  • способствуют мягкой работе элементов топливной системы за счет очищения, удаления загрязнений при регулярном использовании.

Идеальные депрессорные добавки обеспечивают все указанные характеристики, но они и стоят соответствующе. Хотя на рынке представлены высококачественные антигели по низкой цене. Либо продаются концентрированные составы, которые в пересчете на 1 л горючего стоят недорого. Например, необходимо несколько миллилитров антигеля на 100 л горючего. 

Регулярное применение высокопроизводительных присадок снижает скорость износа двигателя и увеличивает срок его эксплуатации. Оценить разницу характеристик можно в представленной таблице.


Таблица 1. Температура застывания в зависимости от объемов дизтоплива


       

Соотношение суперантигель: ДТ

 
     

Температура застывания

     

Снижение °С

   

 Летнее топливо + депрессорная добавка

   

 Зимнее топливо + депрессорная добавка

     

1 канистра : 500 л

     

20

     

–30

     

–50

     

1 канистра : 1000 л

   

 15

     

–25

     

–45

     

1 канистра : 2000 л

     

10

     

–20

     

–40

     

1 канистра : 2500 л

     

5

     

–15

   

 –35


Можно сделать вывод, что соблюдение концентрации на 1 л горючего позволяет существенно снизить температурный порог застывания. А значит, обеспечить комфортные условия передвижения. С депрессорными добавками не страшны никакие морозы.

Рейтинг лучших антигелей

image55.png

На рынке автомобильной химии представлен широкий выбор присадок для адаптации дизельного горючего к зимним условиям. Но выбрать качественный и лучший — задача непростая. Оценив отзывы потребителей и проведенные тесты различных автомобильных изданий разных лет, удалось составить рейтинг депрессорных присадок.

Представленные товары показывают эффективность в зависимости от температуры использования и качества дизельного топлива. Но результаты носят чисто субъективный характер и могут быть оспорены. Для каждого водителя и условий применения существуют свои лидеры, которые показывают стабильную и уверенную работу.


Liqui Moly Diesel Fliess-Fit

image56.png

Продукция германского производства. Представляет собой бесцветную или желтоватую маслянистую жидкость. Выпускают в виде концентрата с дозирующей емкостью. В составе отсутствуют химические растворители, поэтому оказывает мягкое воздействие на двигатель. Продукция способствует улучшению работы топливной системы, в частности, впрыску топлива. Применяется для всех видов дизельных двигателей и типов дизтоплива.

Преимущества:

  • горючее не густеет до –31°С;
  • улучшает смазку топливной системы;
  • горючее не замерзает до –50°С;
  • не наносит вред окружающей среде;
  • подходит для Euro 6, турбодвигателей;
  • улучшает фильтрацию на 10°С.

Недостатки:

  • используют только при температуре дизтоплива выше 0°С;
  • замерзает при отрицательных температурах (но восстанавливает свойства при оттаивании).

На основании характеристик можно сделать вывод, что антигель подходит для эксплуатации в северных районах. Эффективность зависит от качества используемого горючего. Используется в дозировке 25 мл на 25 л топлива.


Hi-Gear Diesel Antigel

image57.png

Депрессорный антигель американского производства. Отличительная черта в составе — содержит синтетические металлы II поколения SMT2. Тестирование в научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана показало, что присадка:

  • снижает степень износа форсунок и топливного насоса;
  • уменьшает температуру замерзания летнего горючего до –39°С, зимнего — до –51°С (соотношение 1:500);
  • не изменяет свойства солярки;
  • продлевает срок службы двигателя;
  • облегчает пуск при отрицательных температурах.

Оценка деталей после 100 000 км пробега показала, что износ снизился на 44% по массе.

К недостаткам можно отнести отсутствие дозатора для заливки в бак.


Аntigel ASTROhim

image58.png

Разработан с учетом особенностей российского дизельного горючего. Отличается высоким качеством при низкой стоимости, если сравнивать с зарубежными производителями.

Преимущества:

  • обеспечивает быстрый запуск двигателя в пределах до –57°С, эти показатели относятся к зимнему виду топлива;
  • уменьшает потребление топлива — топливная смесь быстро прогоняется по системе, а значит, требует меньше времени на разогрев автомобиля;
  • продлевает срок службы топливного насоса, форсунок благодаря содержанию смазывающих добавок;
  • антигель остается текучим при низких температурах — в среднем до –18°С депрессорная добавка остается текучей и не замерзает;
  • используется для всех типов топливных систем, включая систему «насос-форсунка» и COMMON RAIL;
  • температура летнего топлива при наполнении бака должна быть не ниже +5°С, зимнего — не выше –10°С.

Рекомендаций для постоянного использования нет. Можно заливать в бак периодически — через одну или две заправки бака.


Shell Diesel Depresser

image59.png

Узконаправленный антигель. Его состав подобран таким образом, чтобы хорошо выполнять главное предназначение — снижать температуру замерзания топлива. При этом легкий запуск двигателя в мороз и стабильная работа топливной системы — следствие текучести горючего.

Преимущества:

  • применяют в соотношении 10 мл депрессорной добавки на 10 л топлива;
  • подходит для всех типов дизельных двигателей;
  • снижает температуру застывания на 7°С.

Недостатки:

  • депрессорная добавка чувствительна к качеству дизтоплива;
  • небольшой поддерживаемый температурный диапазон, всего до –26°С.

Хранить добавку необходимо при температуре выше –10°С, иначе замерзает. После оттаивания сохраняет свои свойства.


Суперантигель Lavr

image60.png

Российская разработка, которая создавалась специально для работы техники при экстремально низких температурах (в Арктике). Антигель представляет собой непрозрачную жидкость с нефтяным запахом. Рекомендован для использования для всех типов дизельных двигателей при низких температурах окружающей среды.

Преимущества:

  • гарантирует запуск мотора при температуре до –45°С;
  • препятствует выпадению парафинов в осадок;
  • исключает образование ледяных пробок в баке, фильтре и проводящей системе;
  • исключает засорение фильтра парафинами при длительном простое на холоде;
  • обеспечивает смазку топливной системы;
  • рекомендован к регулярному использованию в зимнее время.

Применяют антигель в дозировке 310 мл на 40–60 л горючего. Перелив антигеля не страшен (до 5 раз), хотя ошибиться будет трудно. Установлен очень удобный дозатор.

Заключение

Дизельный антигель — это профилактическое средство, которое может облегчить жизнь водителя. Депрессорная добавка снижает износ топливной системы за счет улучшения смазывающих свойств, снижает порог загустения горючего. Что в итоге повышает срок службы двигателя.

В этой статье рассмотрены основные моменты использования антигелей. Применение качественных депрессорных присадок обеспечивает больше положительных моментов, чем отрицательных. Но на рынке встречаются некачественные составы от непроверенных производителей, которые могут не только не дать заявленные преимущества, но и нанести вред. Например, снизить цетановое число и увеличить расход топлива, засорить топливный фильтр и прочее.

Поэтому использовать или нет присадки, каждый решает сам.

Но часто выбор очевиден. Что сделать:

  • Потратить день, чтобы согреть топливо в системе? Или залить агрессивный размораживатель, чтобы ускорить процесс запуска двигателя? Либо просто залить антигель в бак, если прогнозируются сильные морозы.
  • Гадать, заведется автомобиль утром в межсезонье, если температура опустилась ниже нуля, или нет? Либо спокойно встать утром и успеть на работу.
  • На АЗС продают зимнее топливо или реализуют летнее? Каждый раз спрашивать документы на реализуемое горючее. Из-за этого тратить свое время и нарываться на негативные эмоции сотрудников автозаправочных станций. Либо залить антигель, спокойно заправиться и не бояться застрять на безлюдной дороге.

Но в целом можно сделать вывод, что качественные комплексные антигели помогают автомобилистам пережить суровые зимы и увеличить срок службы двигателей.