Контроль топлива - 6 способов

1264.png


Не секрет, что расходы на топливо отнимают почти половину бюджета компании. Чтобы снизить издержки, можно ввести строгий контроль расхода топлива (подсчитывать чуть ли не каждый грамм потраченного топлива), обучать экономичному вождению или внедрять современные системы, которые помогают отслеживать потребление топлива. Но любое решение должно не только эффективно работать, но и требовать оптимального количества трудовых, временных и финансовых затрат.

В статье расскажем об основных методах контроля топлива. Рассмотрим их положительные и отрицательные моменты, проведем сравнение. Ведь только грамотные рекомендации помогут сократить расходы на ГСМ почти на треть. 

Топливные карты. Как работают, в чем заключаются контроль и экономия

1265.png

Один из способов контроля — топливные карты. Они обеспечивают контроль расхода топлива в режиме онлайн, позволяют устанавливать лимиты на проведение операции, предоставлять бухгалтерскую отчетность. Думаете, что легче вести ручной учет топлива? Объясним на примере, чем удобны топливные карты.

Чтобы снизить хищения топлива, водителям выделяют небольшой лимит средств на заправку. Его хватает на половину или четверть бака. Из-за этого приходится чаще останавливаться для дозаправки. В итоге тратится время, топливо, изнашиваются тормозные колодки. Ведь это лишние метры, остановки, въезды и выезды с АЗС. Так, для заправки бака Камаза требуется около получаса времени. Если взять средний пробег — 17 000 км при расходе 30 л на 100 км, то получим, что в месяц необходимо около 15 заправок до полного бака. А если водитель заливает половину нормы топлива, то это уже 30 посещений АЗС, а значит, потерянного времени около 15 часов. А сколько можно было заработать за это время?

Вот здесь и выручают топливные карты. Их преимущества:

  • полный отчет о расходах — кто, где, во сколько и сколько заправил;
  • установка лимитов на день, месяц — потратить больше не получится;
  • отчетность в электронном виде — ни один чек не потеряется;
  • простота обслуживания — расчет за топливо по карте, никакой налички;
  • экономия — возврат НДС, бонусные программы, акции.

Но есть и несколько существенных недостатков:

  • постоянный мониторинг состояния счета;
  • выход из строя магнитной полосы;
  • привязка к определенной сети АЗС; <
  • необходимость заполнения документов.

В итоге клиент получает качественное топливо с существенной скидкой.

GPS-трекеры

1266.png

Это устройство позволяет в режиме реального времени отслеживать передвижение транспорта, а также скорость движения и координаты местонахождения. Данные, полученные с трекера, намного достовернее, чем показания штатного одометра автомобиля. Сомневаетесь?

Например, недобросовестный водитель получает плату за использованное в течение дня топливо по окончании смены. Чтобы получить выгоду, он может легко сливать бензин, а показания одометра накручивать. По факту данные сойдутся — чеки на оплату топлива есть, пройденное расстояние соответствует. Доказать факт мошенничества сложно.

Если на автомобиле установлен GPS-трекер, то можно проверить, по какому маршруту движется автомобиль и сверить его с путевым листом. А также оценить пройденный километраж по спутниковым координатам. Значит, вычислить средний расход топлива.

Еще одно преимущество — анализ эффективности деятельности автопарка, проверка оптимальных, поиск дублирующих и совпадающих на 50–70% маршрутов.

Но существуют и недостатки — неизвестна информация о времени и месте заправки, сливах топлива. Ведь водитель всегда может сослаться, что стоял в пробке, а на самом деле просто отстоялся где-то в сторонке. Мониторить информацию обо всех пробках по городу не хватит времени.

ГЛОНАСС — контроль расхода топлива

1267.png

Принцип работы системы — вычисление точного пробега по спутниковым системам навигации. На основании полученных данных вычисляется потребление топлива — пробег умножается на паспортные значения потребления ГСМ. Для получения более точных данных учитываются корреляционные параметры — загрузка автомобиля, износ механизмов и прочее. Результат будет приблизительным.

Выявить серьезные нарушения с перерасходом топлива получится, а вот незначительные махинации — нет.

Датчик расхода топлива

Устройство предназначено для измерения количества топлива, которое было подано прямо в двигатель. Принцип работы заключается в измерении пройденного через датчик топлива за определенный отрезок времени. Обмануть его показания практически невозможно, так как его устанавливают на топливные магистрали. Выявить перерасход горючего легко — достаточно сравнить данные датчика и количество заправленного топлива.

Преимущества способа в том, что датчик устанавливают на топливные баки любой конфигурации, для работы не требуется калибровка. Погрешность показаний в пределах 1–3% и не зависит от колебаний топлива в баке (при езде по бездорожью), остановке на уклоне для фиксации показаний.

Недостатки — высокая стоимость установки и невозможность отслеживать слив топлива. Еще один немаловажный фактор — необходимость регулярного обслуживания. Ведь зимой дизельное топливо может застывать внутри датчика. В летний же период проблемы возникают на бензиновых автомобилях. Так как в бензине низкий уровень смазывающих веществ, то датчик работает «на сухую», что при отсутствии регулярной смазки приводит к поломке.

Комплексные решения: GPS + датчики топлива

1268.png

Сочетание нескольких решений — верный способ контроля топлива. Отслеживание по GPS помогает оценить пройденный путь, посчитать километраж и отклонения от маршрута, а установка датчиков топлива — отследить количество израсходованного горючего. Ведь можно поставить не только датчик контроля за топливом, но и емкостной датчик уровня горючего. Что в совокупности поможет получать достоверные данные об уровне топлива в баке.

Работают такие системы за счет передачи информации в режиме реального времени через системы ГЛОНАСС/GPS. Что помогает производить контроль расходов топлива в зависимости от количества передвижений.

Мониторинг транспорта

1269.png

Наиболее продвинутый способ контроля за расходом топлива транспортного средства. Он открывает широкий спектр возможностей за счет внедрения во внутреннюю сеть авто. Что позволяет считывать любую информацию о работе узлов и агрегатов. Например, оценить не только количество топлива в баке и пройденный километраж, но и манеру вождения, техническое состояние машины. Подключение в единую систему различных датчиков позволяет даже отслеживать температурный режим в рефрижераторе на протяжении всего пути или время работы водителя. Современные системы настолько продвинулись в получении информации, что могут рассказать практически обо всем.

Недостаток у мониторинга только один — стоимость оборудования и установки. Но за счет возможности выявлять незначительные отклонения по расходу топлива (вплоть до 1%), позволяет окупить систему уже через 3–5 месяцев работы. Например, компания Michelin отмечает снижение затрат на горючее в районе 20%.

Сравнение способов по основным характеристикам в таблице

Чтобы лучше оценить преимущества и недостатки указанных способов контроля за топливом, рассмотрим их основные сходства и различия. 


Тип

Параметры контроля

Вероятность хищения

Особенности установки

Цена

Топливные карты

Оценка пробега, издержки на топливо

Низкая

Не требуется

GPS-трекеры

Пробег, скорость движения, координаты местонахождения

Низкая

Простота. В зависимости от модели либо подключается в электросистему авто, либо требует периодической замены АКБ.

от 5000 руб. за один трекер

ГЛОНАСС

Пробег, соответствие маршруту

Низкая

Легкость монтажа, подключение к системам авто

от 10000 руб. на одну машину

Датчик расхода топлива

Потребление топлива, температура и время работы мотора

Средняя

Сложность монтажа на топливные магистрали, необходимость регулярного обслуживания

от 15 000 руб. в зависимости от модели

Комплексные решения

Расход топлива, пробег, координаты местонахождения, время работы

Средняя

Сложность монтажа, регулярное обслуживание

от 30 000 руб. на один автомобиль

Мониторинг транспорта

Пробег, расход, техническое состояние авто, манера вождения водителя, температурные показатели, время отдыха и работы и многое другое. Спектр зависит от поставленных задач

Высокая (хищения возможны, но легко вычисляются)

Сложность монтажа за счет подключения к внутренней сети авто.

Рассчитывается индивидуально для каждого предприятия. Зависит от выбранных функций.


В таблице указана примерная стоимость, которая не может служить прямым руководством к действию. Цена на оборудование и установку зависит от производителя, региона РФ, размера автопарка, типа топлива и предоставляемых услуг.

Чтобы повысить эффективность мероприятий, специалисты рекомендуют использовать совместно несколько решений. Например, на транспортные средства устанавливать систему мониторинга и использовать топливные карты. Таким образом, удастся не только сократить траты, но и снизить нагрузку на бухгалтерию, повысить дисциплину и ответственность водителей. При этом любые махинации с топливом можно будет легко пресечь.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных